г. Пермь, ул. Промышленная, 40
г. Пермь, ул. Героев Хасана, 68Б
+7 (342) 202-99-00 ( Пн. — Вс. с 9:00 до 18:00 )

Переработка мусора в России

В России перерабатывается в шесть раз меньше мусора от запланированного объема. Почему так происходит и как исправить ситуацию?

С 2019 года в России действует новая система обращения с твердыми бытовыми отходами или, как ее называют в народе, мусорная реформа. Эффект от нее пока не очень заметен. За прошедшие три с небольшим года в стране продолжают вывозить на полигоны почти 90% бытового мусора. В других государствах, наоборот, рециклинг отходов — это не только способ защитить окружающую среду, но и прибыльный бизнес.

Почему в нашей стране сложилась такая ситуация, и что можно сделать, чтобы ее изменить к лучшему?

Размытые очертания реформы

Ежегодно россияне производят свыше 60 млн тонн бытового мусора. Иными словами, каждый человек создает около 400 кг мусора. На переработку отправляется только одна шестая часть этого объема. Остальное увозят на свалки, где мусор смешивается с землей и разлагается в течение десятилетий, загрязняя почву и отравляя грунтовые воды. Главная проблема в том, что из-за крайне малого объема уходящего на переработку мусора, количество отходов с каждым годом растет, а потому свалки требуют все больше и больше площади. Почти половину мусора составляет органика, примерно 35% — бумага, 6% приходится на пластик.

Промышленных же отходов (в основном их производят предприятия добывающей промышленности) ежегодно образуется во много раз больше — свыше шести млрд тонн, но утилизации подвергаются только 30%.

Отсутствие нормально функционирующих мусороперерабатывающих комбинатов обострило проблему до предела. Попытки строить и расширять мусорные полигоны в Подмосковье и в Архангельской области вызвали массовые протесты местных жителей.

Нарастающее напряжение привело к тому, что в 2019 году в нашей стране стартовала мусорная реформа. По замыслу ее разработчиков, мусор, поддающийся рециклингу, должны были вывозить не на полигоны, а на перерабатывающие предприятия. На самом деле произошло следующее:

  • стоимость вывоза мусора значительно выросла, это привело, в том числе, и к росту количества нелегальных свалок;
  • региональные операторы, компании, созданные специально для вывоза отходов, далеко не сразу начали справляться со своей основной задачей;
  • у предпринимателей возникло много проблем в части заключения договоров с региональными операторами;
  • уже через полгода созданные для реализации реформы операторы стали финансово несостоятельными, чтобы продолжать деятельность;
  • идея открытия экотехнопарков была забыта, все чаще администрации крупных городов начали отдавать предпочтения разработке проектов мусоросжигательных заводов, забывая оповестить граждан об общественных слушаний на эту тему;
  • организациям по сортировке и переработке мусора, действовавшим до реформы, не удалось удержаться на прежних объемах.

В конце 2019 года в России было реализовано лишь 15 проектов по рециклингу, которые были признаны эффективными и вошли в «Библиотеку лучших практик». Эти проекты способны переработать лишь 3% от всего объема коммунальных отходов, образующихся в стране за год. Остальные 150 предложений находятся на рассмотрении и рискуют остаться без финансирования.

По словам директора по закупкам компании «Технониколь» Анны Даутовой, региональные операторы перерабатывающие пластиковый мусор от обычных потребителей не могут открыть крупное производство, а из-за нерегулярности поставок отходов и низкого качества сырья, производить из него можно лишь самую простую продукцию, например, дорожную и тротуарную плитку.

По прогнозам, в 2024 году должны быть построены 70 экотехнопарков, способных сортировать и перерабатывать 60% отходов, а также утилизировать 36% того, что не поддается рециклингу. К настоящему времени перерабатывается лишь 9% бытового мусора. В России работает 2500 мусороперерабатывающих заводов. Их возможности используются не более, чем на 40% из-за бюрократических проволочек. Для проектирования и сооружение новых мощностей требуются многомиллионные вложения.

Среди проектов, которые дожидаются своей очереди, — создание мусоросжигательных заводов, генерирующих тепло- и электроэнергию, так называемых МТЭС – мусорных теплоэлектростанций. Госкорпорация ВЭБ.РФ планирует построить их там, где производится много отходов, а энергетические мощности в дефиците. Это касается Краснодарского края, Московской, Нижегородской, Самарской, Ростовской областей, а также Санкт-Петербурга.

Сегодня ведется строительство пяти МТЭС с возможностью ежегодной переработки 3,35 млн тонн мусора. Общая мощность новых энергообъектов составит 355 МВт. На реализацию других проектов пока нет финансирования, но вот с новыми проектами пока все не очень понятно – финансирования для них не предусмотрено, и они подверглись критике со стороны Правительства РФ из-за дороговизны.

Обратный звонок
Воплотим идею в жизнь

    Заполните форму ниже и получите бесплатную консультацию специалиста

    Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку
    персональных данных