Проблемы переработки мусора
Еще в прошлом году генпрокуратура, исполняя поручение президента РФ, проконтролировала, насколько органы власти соблюдают законодательство в части использования бытовых и промышленных отходов в качестве вторсырья. Также, уже в феврале 2021 года правительство должно было обеспечить условия для открытия экотехнопарков, позволяющих создавать новую продукцию из мусора. Все эти поручения стали следствием проверок, которые провели полномочные представители президента на вверенных им территориях. Выводы проверяющих оказались неутешительными. Оказалось, что, в основном, выделяемые средства расходуются на сооружение и рекультивацию мусорных полигонов, а не на переработку ТБО. Площадь свалок в нашей стране уже достигла 4 млн гектаров и каждый год прирастает на 10%.
Стратегия обращения с отходами
Как сообщает госкомпания «Российский экологический оператор», в России ежегодно образуется около 450 кг мусора на человека. В сумме это дает до 65 млн тонн отходов. При этом на рециклинг отправляется только 10%, тогда как в европейских странах эта цифра достигает 50%. Таким образом, каждый год на мусорных полигонах оседает почти 60 млн тонн ТБО.
С точки зрения утилизации мусора, наиболее проблемным регионом считается Московская область. Проблема свалок в Подмосковье стала общеизвестной в 2017 году, когда жители Балашихи на прямой линии с президентом пожаловались на беспрецедентную экологическую ситуацию рядом с полигоном «Кучино», на который свозили мусор из Москвы. Вскоре полигон и еще несколько свалок были законсервированы. Мусорные потоки перенаправили на другие площадки. Если на полигон «Тимохово» до закрытия «Кучино» привозили 600 тонн отходов, то уже в 2019 году эта цифра составила 930 тонн.
Главная причина отставания нашей страны в части переработки ТБО от других стран — недостаточно развитая система сортировки отходов, их обработка и рециклинг. В советский период повсеместно были открыты пункты приема утильсырья, стекла, бумаги, металлолома. К тому же не было такого количества пластиковой и фольгированной упаковки. В постсоветское время система заготовки и переработки вторсырья была почти полностью ликвидирована. А из-за изменения культуры потребления количество мусора значительно увеличилось.
Российские власти уже несколько лет пытаются решить проблему разрастания мусорных полигонов. В 2013 году Минприроды России разработало и утвердило Комплексную стратегию обращения с ТКО, целью которой стало сокращение объемов бытового мусора, вывозимого на свалки, вовлечение в рециклинг как можно большего количества составляющих, находящихся в мусоре — металла, органики, старых покрышек, макулатуры, пластика, стеклотары, текстиля. По мнению авторов стратегии, переработка и повторное использование отходов позволили бы сберечь природные ресурсы, улучшить состояние окружающей среды и сократить количество и площадь свалок.
Предполагается, что реализация запланированных мероприятий закончится в 2030 году. К этому времени должны быть разработаны методика, законодательные акты и механизмы контроля и регулирования деятельности по сбору и переработке ТКО, создана соответствующая материально-техническая база. Но судя по тому, что стратегия уже отстает от установленного графика, завершить ее к запланированному сроку, скорее всего, не удастся.
В декабре 2014 года, в рамках реализации стратегии, Правительство РФ приняло поправки в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления». С этого и должна была стартовать мусорная реформа. Но поправки не начали действовать сразу же, поскольку было решено дать регионам время на подготовку к деятельности в новых условиях. Например, администрации регионов должны были разработать схемы обращения с ТБО, в которых следовало указать полную информацию об имеющихся свалках и скотомогильниках, составить маршруты транспортировки мусора, рассчитать тарифы на вывоз ТБО, а также выбрать структуру, которая возьмет на себя полный цикл работы с мусором.
В результате, закон (а значит и реформа) вступил в силу только с 1 января 2019 года. При этом в трех субъектах РФ — Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — реформу отложили еще, как минимум на три года. Так произошло, потому что города федерального значения должны договариваться с другими субъектами РФ о складировании отходов на их территории. Но Подмосковье уже и так превратилось в огромный полигон. Считается, что за три года администрации этих трех субъектов РФ должны были создать соответствующую инфраструктуру на соседних территориях. Но по мнению депутата Госдумы Алексея Куринного, трехлетняя отсрочка обусловлена стремлением органов управления не провоцировать население на выражение недовольства из-за роста цен на уборку мусора.